Шелковые пояса.
Все пояса на свете хороши. Но особенно красивые пояса умели делать верховые чуваши. Много лет назад в школе села Большое Ямашево Аликовского района прошла встреча с сельскими мастерицами. Смотрим на пояса, налюбоваться не можем. У их владелиц как-то сразу потеплели глаза. Они смотрели на свои пояса, как будто видят их в первый раз. Пояса широкие, в многоцветную долевую полоску. На фоне белого платья они сияют всеми цветами радуги. В таких поясах верховые чуваши вошли в XX в., сохранили это искусство, войдя и в XXI в. На рынках, на волжской пристани то и дело встречаются мастерицы с поясами, украшенными розовыми шелковыми кистями. Их дарят гостям, родным и просто симпатичным людям на счастье. Ведь в старину верили, что пояс оберегает своего хозяина от всякого зла, не подпоясанный считался не совсем одетым. А веселые полоски на поясках так откровенны, что нетрудно прочесть их. С краев черные полоски, будто темная ночь; приходит утренняя заря, солнца свет над лугами и лесами, дела будние, а потом день клонится к вечеру, наступает ночь, чтобы завтра человек встретил новый день. Такова в пояске картина природы.
Лучший материал для поясов — крученый шелк. Делали пояса и более скромной расцветки — синие или бордовые, украшенные несколькими долевыми полосками, мелкими узорами. Ткали и из хлопчатобумажных катушечных ниток. Рассказывали, что верховые чуваши в уток применяли конский волос, и пояс не мялся.
Поговорив о поясах и налюбовавшись ими, мы гурьбой отправились к станку — «хаю тёртмелли». Хозяйка достала его с подлавки, рассказывала как ткала.
Хотелось станочек увезти в Чебоксары. «Продашь ли мне его, если теперь не ткешь?» — спросила я. «Не продам. Он ровесник моей избы», — сказала старая мастерица.
Он, этот станок, только по внешнему виду отличается от станка промежуточных чувашей. У верховых все его рабочие части установлены на скамеечку. Ткут одинаково и те, и другие.
Один из мастеров этого искусства — Геннадий Афанасьевич Степанов — знаком с ручным ткачеством с детства. Окончил текстильный техникум, текстильный институт в Москве. Вся его трудовая деятельность связана с хлопчатобумажным комбинатом. Приспособился ткать пояса на своем ткацком станке. Ткет он из современной яркой синтетической пряжи, добавляя сверкающий люрекс. Артистки ансамбля «Уяв» носят его пояса. Геннадий Афанасьевич и сам поет в хоре.