Основное меню





Ковер звездный.

Когда заканчивались свадебные гуляния, ехали за приданым невесты. Во дворе дома ее родителей собирались родственники, подруги, соседи — почти вся деревня. Лошади запряжены, ворота — настежь... Выносят сундук, перину. Несут вещи по одной, широко раскинув на руках, чтобы все видели. Громкими возгласами выражали похвалу за мастерство, умение, трудолюбие. Это прощание с родным домом очень похоже на демонстрацию способностей юной женщины. Среди множества ее изделий встречался и ковер с восьмиугольными большими звездами во всю ширину точи ткани. Любили его в прошлом веке. Заневестится девушка и уже начинает ткать себе такой ковер, покрывало на сундук, постель. Несмотря на трудоемкость, что так пугает предприятия, в Яльчикском филиале творческой мастерской Художественного фонда РСФСР ткали в этой технике полотна на чехлы для мебели с узорами на светлом фоне.

Сельские умелицы для основы покупали крепкие черные катушечные нитки. На узорный уток выбирали цветные нитки, главным образом ирис. Некоторые мастерицы обходились шерстяными нитками домашнего прядения, сами красили их в подходящие цвета. На черном фоне ярче играют все цвета и оттенки шерстяной пряжи.

Как это ткется? С помощью доски.

Мастерица тщательно высчитывала, сколько нитей основы займет раскинувшаяся на всю ширину ткани звезда, предусматривала ниток по 20 на кромку с того и другого края.

Ткань эта двухремизная. Основу пробирала как обычно по одной нитке в первую и вторую ремизки.

Отступив от края на 20 ниток, мастерица две нитки поднимала на бральницу. 8 или 10 нитей (смотря по их толщине) пропускала, две поднимала на бральницу — так до кромки другого края. Все выбранное с бральницы переводила на узорную доску.

Подняв на ребро узорную доску, мастерица находит середину узора и строго по счету прокидывает разноцветные нитки. Это похоже на приемы выборного ткачества, и там и тут узорный уток ложится отдельными участками. Поднимая на ребро узорную доску, эту операцию мастерица повторяет четыре раза и только после этого начинает работу над следующей строчкой узора. Постепенно начинают вырисовываться лучи звезды, по бокам с двух сторон показываются начала двух других таких же звезд, их вторые половины получатся на второй точи ковра. Пусть медленно, но рождается звездный ковер, в который мастерица вкладывает душу.

На одну из выставок народного творчества в Чувашском государственном художественном музее из деревни Первое Семеново Цивильского района приехала мастер Феодосия Даниловна Громова. Приехала со своим ткацким станком. Она ткала изделие, похожее на звездный ковер. Весь день Громова была окружена зрителями. Мы уже привыкли к частым переменам в жизни, и все же интересно наблюдать за возрождением чувашского самобытного ремесла. Пожилая женщина в сурбане за старинным станком продолжала творить. Ходил челнок, поднималась и ложилась доска, и рос затейливый узор. Феодосия Даниловна учила, показывала, иногда разрешала поткать. Интерьер ее дома в Первом Семенове украшают ткани собственной работы. Золотые узоры на скатерти играют так, будто вытканы из солнечных лучей.

В 1977 г. в деревню Нюргечи приезжали корреспондент журнала «Советский Союз» Вера Северьянова и фотокорреспондент Владимир Лагранж. Они долго беседовали с мастерицей Валентиной Тимофеевной Ванюшкиной, снимали ее работы, вывесив их перед домом. Большие узорные покрывала, полотенце со сказочной птицей в цветах, сюжетный коврик на тему свидания Нарспи и Сетнера — героев известной поэмы «Нарспи» К. Иванова — все сделано с помощью той же узорной доски.




Лента не найдена