Основное меню





«Пряник».

При встречах тетя Спанюк каждый раз откуда-нибудь извлекала кусочки старых холстов и рассказывала: «Вот этот весь дырчатый, насквозь виден, воздух хорошо пропускает. Я его ткала и из конопляной, и из посконной пряжи. Наснуешь и проберешь в ремизки. А в бердо пробирают по-другому: крайние шесть ниток — по паре в зуб, три зуба пропускают, затем шесть ниток по паре в зуб, снова пропускаешь три зуба. Подгадать надо так, чтобы и с другого края тоже пробрать шесть ниток по паре в зуб...

Ткут его просто: прокинешь шесть ниток, вместо седьмой в зев вставь тоненький прутик или проволоку; снова прокинь шесть ниток, вынь прутик и положи вместо седьмой прокидки. Потом через каждую дырочку пройдешь с ниткой и иголкой, обхватывая те шесть ниток, чтобы они не расползлись».

Можно ли сделать так, чтобы дырочки того холста были мельче? Тетя Спанюк советует пробрать четыре нитки по паре в зуб, два зуба пропускать. Прутик потребуется еще тоньше. Его вставляют в зев вместо пятой нитки.

Довелось увидеть еще один кусочек из собрания Степаниды Семеновны, «Чуть живой, это у меня бывший полог, из тонких ниток выткала», — вздохнула мастерица. Дивная ткань, посмотришь в полу ажурные клетки и будто дом многоэтажный видишь, и во всех его окнах свет горит (рис, 17). В Большом Аккозине его называют «хама тёрри», поскольку ткут с помощью узорной доски. От чувашей Татарстана к нам пришло другое его название — «пряник», В деревне Новое Тойдеряково Яльчикского района тот же узор называют «чапалтак». Даже в далекой Норвегии его ткут, а называют противо комариной сеткой. Норвежцы ткут на четырех ремизках, чуваши остановились на двух.

Пришлось насновать, пробрать в ремизки — так велела тетя Спанюк. Для начала мы выткали полоску холста, последнюю уточную нитку закрепили, нажав на левую подножку, а зев так и оставили открытым.

Степанида Семеновна диктует:

— При открытом зеве: введи бральницу в зев, отсчитай 14 ниток — это будет край холста. Вынь конец бральницы, через две нитки одну подними на бральницу, еще раз через две нитки подними одну на бральницу, в третий раз через две нитки одну возьми на бральницу, через две нитки введи бральницу в зев. Отсчитай 12 ниток, вынь конец бральницы и повторяй все это до другого края.

Кончили тем, что на другом краю оставалось 14 ниток, бральница прошла благополучно. Ногу с левой подножки убрали.

Затем бральницу отодвинули к ремизкам и подняли на ребро, все, что на ней набралось, перевели на узорную доску.

Начинаем ткать. Доску поднимаем на ребро и делаем прокидку — это для будущего узора; доску укладываем, делаем одну прокидку; доску поднимаем, делаем прокидку — это тоже для узора.

Доску укладываем и делаем три прокидки. С левой ноги начинаем вторую строчку узора: доску поднимаем, делаем прокидку, доску укладываем, делаем прокидку, доску второй раз поднимаем и делаем прокидку, доску укладываем и делаем три прокидки. Третья строчка ткется так же, но выткав ее, надо будет сделать 13 прокидок, после этого начинать узор сначала.

«Пряник» получился: ткань белая, гладкая, на ней полу ажурные клеточки в три ряда. После каждых 13 прокидок снова начинается узорный ряд.

Сложной кажется техника только вначале. Надо ясно себе представить, что при поднятии на ребро узорной доски делается узорная прокидка, что в «прянике» по паре таких прокидок, а до следующей строчки делается «перерыв» в три простые прокидки.

В старину узором «пряник» заполняли крупные клетки пестрядей, из льняных и посконных ниток ткали скатерти и занавески. Скатерть из более толстой пряжи выглядит значительно богаче, чем изделие из тонких нитей. Техника эта позволяет придумывать бесчисленное множество вариантов украшений для тканей. На полотенце с браным узором видны летящие вниз дикие утки, тоже сделанные в технике «пряника».

Степанида Семеновна ткала паласы. «Он любит, когда в основе толстая нитка. Да и уток не тоньше. Много пряжи берет палас, в него вбиваешь все, что можно. Зато он теплый, с обеих сторон одинаковый. Если есть разноцветные нитки, не жалей их. Тки поперечную в полоску, клеточки, городки, — говорит мастерица и советует насновать столько ниток, сколько зубьев имеет выбранное бердо. — В переднюю ремизку пробери три нити основы, в заднюю три нитки и так — до конца. А в бердо по одной нитке в зуб». Тетя Спанюк была права и насчет половиков. Зимой он уберегает летнее тепло, летом — зимнюю прохладу в подполье. Она их ткала сотнями метров.




Лента не найдена